- Мостовая
- мощеные улицы (городские и междугородние дороги), площади, дворы и пол появляются в различных регионах Средиземноморскою басе, на Крите, в Микенской Греции, в Италии приблизительно с эпохи бронзы, т. е. со 2-го тыс. до н. э., а с кон. 2-го тыс. до н. э. и в Месопотамии. Мощение улиц до 2 в. до н. э. было явлением сравнит ельно редким. В классич. и эллинистич. Греции в отдельных случаях мостились храмовые и рыночные площади и пол официальных зданий, чаще «священные пути», ведущие к святилищам вне города, изредка — отрезки гл. улиц больших городов и почти никогда — сельские улицы. Широко распространено было мощение улиц в Римской империи, где оно достигло высокого технич. уровня. В 4 в. до н. э. началась постройка сети мощеных дорог в Италии, во 2 в. до н. э. дороги мостились уже в пров.; в сер. 2 в. н. э. мощение дорог было в осн. закончено. Улицы Рима между 4 и 2 вв. до н. э. были почти целиком замощены, а позже — и гл. улицы в различных провинциальных городах. Рим. М. состояла в начале из полигональных, а потом прямоуюльных плит, полож. на основание из известкового раствора. Имелись булыжные М., а также из плотно утрамбованной каменной крошки (щебня) или из скрепл. известкой гальки (бетон), но кирпичных М. не было. Подсыпкой, как правило, служил двухслойный фундамент и соединительный слой (толченая галька или кирпич на известке). Общая толщина подсыпки и вымостки достигала 100 — 140 см. В соответствии с местными особенностями употреблялись различные строительные материалы, часто встречались отклонения от обычной конструкции. По краям дорог ставились бордюрные камни или делались приподнятые, в осн. также замощенные, тротуары. В городах торчащие из М. камни облегчали переход граждан через улицу. Широкие улицы были замощены лишь частично. В целях отвода воды, которая, как правило, стекала в желобки под или рядом с улицей, М. были слегка выгнуты.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.